(† до 1641), блж. (пам. 8 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых и 19 окт. в Соборе святых Архангельской митрополии), Христа ради юродивый, Устьянский (Усьянский). Сведений о происхождении и жизни П., как и в случае с почитанием на Русском Севере др. святых, праведных Иакова Боровичского, Кирилла Вельского, Артемия Веркольского, не сохранилось (Рыжова. 2007. С. 390-442). Сказание о явлении мощей и о чудесах П. до недавнего времени было известно только в пересказе свящ. И. П. Верюжского по рукописи из Верюжской Введенской ц. Вельского у., в приделе к-рой почивали мощи П. (Верюжский. 1879; Он же. Вологодские святые. С. 546-568). Священник относился к причту этой церкви (Верюжским приход был назван по р. Верюге, впадающей в р. Устью). В наст. время выявлено 4 списка Сказания. Два ранних списка (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723(а). Л. 50-53 и Д. 723(б). Л. 588-597 об.) являются пространным и кратким вариантами Синодальной редакции. Они представляют собой синодальные копии с ответов о розыске мощей (тексты названы «заручной сказкой»), присланных в 1746 г. из Архангелогородской епархии в ответ на указ имп. Елизаветы Петровны «о мощах несвидетельствованных святых» от 7 дек. 1744 г. Они входят в компедиум, состоящий из материалов переписки по поводу синодального расследования дела о непризнанных святых (Левин. 2004. С. 162-190). В пространный текст Синодальной редакции, заверенный протоиереем холмогорского Преображенского собора Петром и синодальным канцеляристом Матвеем Кустовым, входят следующие документы: Сведения об осмотре мощей П., состоявшемся 11 авг. 1696 г. по благословению 1-го архиеп. Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова); описание освидетельствования мощей от 28 окт. 1739 г., произведенного по благословению еп. Архангелогородского и Холмогорского Саввы (Шпаковского); рассказ о явлении мощей и 2 комплекса описаний чудес. Согласно тексту, нетленные мощи неизвестного человека когда-то «вышли из земли» справа от алтаря около Введенской ц. Верюжского прихода. Впосл. безымянный святой явился (не ранее 1641 - времени фиксации 1-го чуда от мощей) в ночном видении местному столяру Савелию Онтропову, назвал свое имя - Прокопий, повелел изготовить новый гроб и поставить его в часовне, что и было затем исполнено. Позднее (точное время неизв.) его перенесли в церковь, где впосл. мощи угодника открыто почивали. В пространном варианте Синодальной редакции содержатся описания 7 чудес с 1600 по 1695 г. В большинстве своем они являются рассказами об избавлении от болезни глаз, «расслабления» и беснования, а также от нападения «сыроядцев». Чудеса записывались священниками со слов прихожан и паломников. Затем следуют 5 чудес 1725-1739 гг., зафиксированных комиссией по «досмотру» мощей П. 28 окт.- 1 нояб. 1739 г., возглавляемой протоиереем шенкурского Благовещенского собора Михаилом Иосифовым и строителем Кодемской пуст. иером. Григорием. Описания чудес сохраняют стилистику «расспросных речей»: повествование в них ведется со слов самих исцеленных, т. е. от 1-го лица ед. ч. В этом же компедиуме находится и сокращенный вариант («экстракт») Синодальной редакции, в к-ром подробно изложены только рассказы об обретении мощей П. и о написании образа святого в 1652 г. иконописцем Анисимом Карамзиным; 5 чудесных исцелений, записанных во время работы следственной комиссии 1739 г., здесь лишь кратко упомянуты.
Для отправки в Синод местные священники отредактировали текст Сказания: в эту редакцию не вошли чудеса, происшедшие с жителями Важского края (на Ваге уже почитался получивший общерус. прославление основатель Богословского мон-ря прп. Варлаам Важский), а также те рассказы, в к-рых П. предстает не отроком, а старым человеком, что не отвечало сформировавшемуся ко времени появления Синодальной редакции иконописному канону праведника. Первая икона П., написанная в 1652 г. Карамзиным попечением сольвычегодского купца Ивана Ермолаева и установленная в церкви рядом с мощами П. («написавъ образ ево святый и постави его в церкви над гробом его в лето 7160 [1652]» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723(б). Л. 593 об.)), послужила образцом для более поздних иконописных изображений. На ранних иконах кон. XVII - нач. XVIII в. П. изображается как юноша в коротких светлых одеждах, обычно босой, редко - в сапожках. Иконография святого сходна с образом праведного отрока Артемия Веркольского (Кольцова. 2009. С. 140, 146-149). Представление о П. как об отроке могло основываться на описаниях освидетельствования мощей угодника, в к-рых указывалось, что святой был среднего роста («а возрасту он был средняго» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723(а). Л. 50 об.; Д. 723(б). Л. 589 об.)), 2 аршина 2 вершка (Верюжский. Вологодские святые. С. 558) или 2 аршина 3 вершка (Церковно-ист. и стат. описания Вельского у., Верюжской Введенской ц. // ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 453 об.), т. е. чуть более 151 или 155 см.
Еще 2 списка Сказания о П. являются копиями XIX в., выполненными местными священниками и краеведами, и отражают др. редакцию - Устьянскую. Т. н. список Савваитова (РНБ. O.1.446. Л. 1-13) был сделан вологодским и петербургским коллекционером П. И. Савваитовым с местной рукописи, видимо, в 1837-1842 гг., когда тот преподавал философию и историю в Вологодской ДС. В период с марта по дек. 1841 г. он познакомился с еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), по инициативе к-рого началась работа по составлению исторических описаний вологодских церквей и мон-рей (Сапожников. 2005. С. 102-103). Др. список, из фонда вологодских краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых, является частью объемных Церковно-статистических описаний Вельского у. и входит в разд. «Статописания Верюжской Введенской церкви Вельского уезда». Этот текст был подготовлен в апр. 1854 г. свящ. Алексием Поповым (назван «Сказание»), сверен и исправлен исполняющим обязанность благочинного свящ. Ракуло-Кокшеньгской Покровской ц. Е. Ф. Шайтановым (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 430-456; текст опубл.: Сказание о явлении мощей. 2005. С. 241-255). Списки XIX в. по сравнению с Синодальной редакцией имеют новые структурные элементы: символическое введение о небесном происхождении праведника, заимствованное из 1-й части Слова о явлении мощей прав. Иакова Боровичского, впервые опубликованного в 3-м издании печатного Пролога 1659-1660 гг. (Рыжова. 2016. C. 333); надпись на гробе святого об освидетельствовании мощей в 1696 и 1739 гг.; описание освидетельствования мощей в 1818 г., а также записи чудес нач. XIX в.
В Сказании описан необычный гроб, в котором явились мощи П.: «гроб его лозием свит и весьма обветшал многолетнаго ради прешествия» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 432; РНБ. Q.I.229. XIX в. Л. 18; Верюжский. Вологодские святые. С. 548). Из ивового гроба тело переложили в новый, а ветхий прихожане «по пруткам» разнесли «на память себе и во благословение» (Верюжский. Вологодские святые. С. 549). С обстоятельствами явления мощей связано достаточно распространенное местное предание, согласно к-рому «жители с. Бестужево - когда, неизвестно,- обнаружили плывущую по р. Устье ивовую корзину с мощами святого» (Веревкина. 2004; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 222). Со временем прихожане по-своему истолковали явление мощей П. в необычном гробе: в летописи Верюжской Введенской ц. записано предание о том, будто бы «угодник Божий при жизни своей любил проводить не только лето, но и зиму в плетеном им самим ивовом жилище» (Веревкина. 2002. С. 52). Устное предание, записанное в летописи Введенской ц., относит П. «по происхождению… к крестьянскому званию, по возрасту, в котором преставился, к отрокам» (Церковная летопись Верюжской Введенской ц. Вельского у. 1868-1917 гг. // Вельский краевед. музей. КП. 1450. Л. 3 об.- 4; Веревкина. 2002. С. 51-52). В Заметке о ц. Введения и почивающих в ней мощах П. высказывается предположение о том, что угодник был «поселянин из первых принявших крещение», о чем свидетельствуют его одежды (РНБ. Q.I.229. XIX в. Л. 18).
В 1868 г. указом еп. Вологодского и Великоустюжского Павла (Доброхотова) П. были установлены служба, молитва, акафист, написанный местным свящ. В. А. Жаворонковым (Вельский краевед. музей. КП. 1450. Л. 26 об.; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 230). Единственный известный в наст. время текст службы П. находится в рукописи: Церковно-ист. и стат. описание Вельского у.: Статописания Верюжской Введенской ц. Вельского у. // ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 407-429, сер. XIX в. Как указывал Верюжский, служба П. совершалась «по особливой письменной книжице», к-рая была составлена из служб др. святым - преподобным и Христа ради юродивым, тропарь и кондак заимствован из службы прав. Иакову Боровичскому (пам. 23 окт.), канон - из службы прав. Евдокиму (пам. 31 июля) из общей Минеи (Верюжский. Вологодские святые. С. 549-550; Спасский. 1951. С. 295). В совр. служебной Минее опубликованы тропарь и азбучный канон П., заимствованные из службы прав. Иакову Боровичскому (Минея (МП). Июль. С. 484-490; Смирнова-Косицкая. 2007. С. 193-196).
11 авг. 1696 г. по благословению 1-го архиеп. Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) мощи П. были освидетельствованы ключарем важского Благовещенского собора Иовом, 21 марта 1697 г. переложены из ветхого гроба в новый ковчег (Церковно-ист. и стат. описание Вельского у.: Статописания Верюжской Введенской ц. Вельского у. // ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 449-449 об., сер. 50-х гг. ХIХ в.). Ключ от раки с мощами угодника хранился у архиеп. Афанасия. В описи 1702 г., составленной после смерти архиепископа, среди его вещей указан «ящичек запечатан, а в нем ключ от раки Прокопия Устьянского» (Верюжский. Вологодские святые. С. 388). После освидетельствования мощей П. не был канонизирован.
9 февр. 1734 г. его мощи, как сообщается в церковноприходской летописи Введенской ц., лично осматривал архиеп. Архангелогородский и Холмогорский Герман (Копцевич) (Вельский краевед. музей. КП. 1450. Л. 4 об.; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 239). Следующее освидетельствование мощей было проведено 28 окт. 1739 г. по грамоте еп. Архангелогородского и Холмогорского Саввы (Шпаковского) (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 449 об.). Оно показало («а по свидетелству явилось»), что мощи частично целы: «на голове и на лице до очей и до носа надлежащее тело есть, токмо к кости присохло, а очей, и носа, и власов на главе, и уха деснаго невидимо. Однако же на главе над тем ухом кость видима малыя части, точию тела нет же; а левое ухо есть, токмо сухо и сверху немного его нет. А на устех верхние губы, а нижния малыя части нет же; а зубы все целы, а глава приклонилась на левую страну, а лицем прямо кверху; шея и плеча целы. Десная рука ево вся цела и пригбенна к персем подле самую выю; персты тоя руки простерты, а на мыщце малыя части тела нет же; а левая рука его простерта под левой бокъ и персты тоя руки - палец и другой подле того согбенны вместо, а протчия три персты пригбены к длани, и у тое руки на лакте малыя части тела нет же, а в составе цела. Перси и все тело до ногу цело, токмо сухо и к костем присохло, и близ персей к левому боку язва или нет, мало знать, и мнится, что от сухости тела; а на десной ноге его стегна близ до колена тела нет, а кость цела, а пониже берца над глезном и над пятою тела нет же, а кость цела же. А у обоих ног на перстех тела нет же. А тело видомъ вмале почернело; а признанно, что от частаго приезжающим для молебствования людем скрывания; а у десныя его руки персты белы. А возрасту он был средняго, а во одежди положен в срачице и в штаниках холшщовых, и те побиты, а видом зжелта черны сухи и еще крепки. А длиною срачица по левой ноге до колена, а по десной ноге до стегна, штаники длиною до тех же мест, с концов гораздо побились; а рукав срачице на десной руце длиною близ до самых перстовъ цел, на левой руке точию до мышце побился» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723(а). 1746 г. Л. 49 об.- 51; Верюжский. Вологодские святые. С. 551-552). Комиссия 1739 г. пришла к заключению о том, что по сравнению с описанием мощей, сделанным в 1696 г., «свидетелство» «весма сходственно, и никаких частей не умалилось, и тления одеждам никакова не учинилось» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723(а). Л. 51). По итогам деятельности комиссии не было установлено общерус. почитание святого, однако во 2-й пол. XVIII в. архангельское епархиальное начальство позволяло освящать храмы во имя П. В ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Чёлмохта Емецкой трети и в ц. Вонгского погоста Волокопенежской десятины были устроены приделы, посвященные П. (ГААО. Ф. 361. Оп. 1. Д. 16. Л. 27, 1763 г.; Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1220. Л. 37, 1766 г.; Кольцова. 2009. С. 141). В 1788 г. освящен юж. придел во имя П. в Никольском храме при заячеростовской Богородской ц. по благословению еп. Архангельского и Олонецкого Вениамина (Краснопевкова-Румовского) (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 225). Эта церковь была построена по указу от 5 нояб. 1775 г. на месте храма, сгоревшего от удара молнии в 1774 г. (Церк.-ист. и стат. описание заячеростовской ц. // ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 227). В приходе Богородской ц. находилась и часовня во имя П., в к-рой хранился его чудотворный образ (Верюжский. Вологодские святые. С. 552. Примеч. 3).
Мощи П. на протяжении 3 столетий покоились в разных местах. В сер. XVII в. на погосте Бестужево было 3 церкви: Введенская (холодная), Никольская и храм во имя святых Флора и Лавра. В кон. XVII в. старые церкви из-за ветхости были разобраны, и началось возведение новых. Не ранее 1692 г. освятили Никольскую ц., в 1696 г. приступили к строительству ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом во имя мучеников Флора и Лавра (Мильчик, Ушаков. 1981. С. 68-69; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 227). После завершения строительства новой каменной Введенской ц. в 1803-1809 гг. мощи П. были перенесены в храм и поставлены у южной стены (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 432 об.- 433; Мильчик, Ушаков. 1981. С. 68-69; Верюжский. Вологодские святые. С. 549-550). В пользу этого свидетельствует икона П. с изображением Введенской ц. кон. XVII в. из фондов Архангельского музея изобразительных искусств (АОМИИ. Инв. № 225-ДРЖ, кон. XVII - нач. XVIII в.), документальный характер к-рой был обоснован М. И. Мильчиком (Мильчик, Ушаков. 1981. С. 69-70). В 1763 г. на месте Введенской ц. построили деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с юж. приделом во имя П. В нем «близ церковной стены пред окном в деревянной раке, обнесенной железною выкрашенной решеткой и украшенной позолоченною резьбою», покоились мощи святого. Над ракой был «выстроен деревянный балдахин, поддерживаемый четырьмя позолоченными гладкими колоннами» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 290-291). На самой раке сделали памятную надпись («надписание на гробе святаго праведнаго Прокопия») о 2 освидетельствованиях мощей - в 1696 и 1739 гг. (Сказание о явлении мощей и чудесах П. // ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 444). Сев. придел во имя святых Флора и Лавра был освящен в 1804 г., а главный престол храма - лишь в 1830 г. Согласно устным преданиям, ц. Рождества Богородицы первоначально стояла на вершине холма, но при подготовке к работам громадные бревна трижды скатывались на 40 м ниже, что расценили как указание П. Именно там, посередине холма, церковь впосл. была возведена (Паламарчук. 1991. С. 55). По распоряжению Синода от 6 июня 1901 г. состоялось переложение мощей П. из деревянной гробницы в новую серебряную, к-рую поставили на прежнее место. Она была сооружена серебряных дел мастером А. Я. Соколовым по рисунку архит. Н. В. Набокова на средства статского советника Д. А. Шамахова (Вельский краевед. музей. КП. 1450. Л. 39 об., 47; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 230). До сер. XIX в. рака с мощами П. стояла в приделе Рождественской ц. на полу. В 1852 г. в каменном храме начался пожар, угрожавший из-за юж. ветра деревянной церкви, тогда мощи П. обнесли вокруг обоих храмов, вслед. чего «ветер переменился и опасность миновала». После этого чуда в храме для раки святого было устроено возвышение (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 229-230).
После причисления Введенской ц. к Вологодской епархии еп. Вологодский и Белозерский Ириней (Братанович (Братановский)) 22 марта 1783 г. выдал грамоту на построение при ней каменного 2-этажного храма с 2 престолами: нижним - во имя свт. Николая Чудотворца, верхним - во имя П. Его преемник еп. Арсений (Тодорский) отобрал храмозданную грамоту и приказал строить ц. в честь праздника Введения, т. к. имени П. «не было в святцах» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 5041. Л. 266). По его благословению было истребовано из Верюжской ц. древнее рукописное Сказание о явлении и чудесах П., священнослужители сообщили, что прежде хранилось при церкви и Житие П., но вместе с указом и грамотой об освидетельствовании мощей оно было взято в Архангельскую консисторию и там во время пожара в 1793 г. сгорело (Верюжский. Вологодские святые. С. 553).
В 1800 г. статский советник А. Ф. Березников отправил прошение имп. Павлу, чтобы «учинить повсеместное оглашение» о чудотворных мощах П., приложив к прошению образ угодника и рассказ о собственном исцелении от тяжелой болезни у мощей П. (РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 42168. Л. 3). 16 дек. 1801 г. Синод постановил все оставить без изменения: «…как по свидетельству, произведенному сим мощам в 1696-м и 1739-м годах не оказалось многих на теле сего почитаемаго за святаго частей, а при том, с котораго времяни оное открыто и кем, кто он и отъкуда, вернаго сведения не найдено. Описание о происходивших якобы от онаго чудесах к совершенному признанию его за святаго и оглашению мощей весма недостаточно, да и после того от епархиальных архиереев никакого об оных в Святейший Синод донесения не было, то и оставить их в таком положении, в каком ныне состоят, не делая повсеместнаго об оных оглашения» (Там же. Л. 8 об.).
Попытки добиться общерус. почитания П. продолжались. В 1809 г. крестьянин дер. Глажковской Устьянской Соденской вол. Ф. Кузнецов по случаю исцеления от тяжелой болезни молитвами П. дал обещание добиваться общерус. канонизации святого. Заручившись доверенностью, подписанной 4 тыс. чел., он подал прошение на имя имп. Александра I и имп. Марии Феодоровны, к-рую просил о пожертвовании на построение храма и о даровании нового покрова на раку угодника взамен обветшавшего, данного имп. Елизаветой Петровной (Верюжский. Вологодские святые. С. 554). Кузнецов представил духовным властям 2 книги, «содержащие в себе чудеса и предания о мощах» П. (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 229). В связи с этим митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов) и кн. А. Н. Голицын 7 авг. 1811 г. обратились к еп. Вологодскому Евгению (Болховитинову), требуя его мнения об этом деле. Тот в письме Голицыну от 24 авг. 1811 г. ответил, что сам он не видел мощей П., но ему известно, что «мощи сии лежат на поверхности, в гробнице, открывающейся для зрителей, и видимы, по наружности большею части целы». Он указал также, что записано 20 чудес от мощей П., а известий о новых чудесах до него не доходило. По мнению еп. Евгения (Болховитинова), решение о повсеместном оглашении мощей святого будет способствовать распространению в народе благочестия и привлечению инвестиций в суровый Северный край; основанием же для отказа в прошении может служить решение Синода от 1901 г. (Верюжский. Вологодские святые. С. 554). К 1818 г., когда постройка каменной церкви в Верюжском приходе была завершена, Кузнецов вновь подал прошение на имя государя об оглашении мощей П., перенесении их в каменную церковь и освящении храма во имя святого. Это побудило Голицына просить еп. Вологодского Онисифора (Боровика) о личном обследовании мощей П. 1 авг. 1818 г. еп. Онисифор вместе с протоиереем Вельского собора А. Б. Осокиным и благочинным свящ. И. Ф. Заостровским провел освидетельствование мощей П. В документе говорится: «1. Гробница, в к-рой почивают мощи... деревянная, обита внутри трипом голубого цвета. 2. Росту Прокопий Устьянский 2 аршина и 2 вершка. 3. На голове волосов, а на правом виске тела на вершок в длину и ширину нет. Правого уха половинная часть имеется, а левое почти все цело, поверхности носа, то есть хряща, не оказалось. На правом глазе к ному скважина и нижней половины губы нет. 4. В правой руке от плеча к локтю сзади тела нет, а прочее и пальцы целы, также и на левой руке от локтя к кисти в длину три вершка, и в ширину один, тела не оказалось, до самой кости, в прочем же вся цела. 5. От плеча на всей спине тела не имеется и видны ребра и становая кость, а спереди грудь и весь живот целы, исключая пуп, вместо которого имеется небольшое отверстие. 6. На правой ноге лядвеи, и от оной до самой пяты сзади, а спереди вершка на три к стопе тела и первых составов у пальцев не имеется, а на левой ноге, на левой стороне колена кожи в вершок вокруг и на половине подошвы к пальцам тела и первых у оной составов, как и у правой, не оказалось. 7. Рубашки холщевой, в коей мощи обретены, только верхняя, да сзади на шее малая часть к плечам, да и та местами подрана, а местами приметно стрижена, однако довольно крепка, также и тело в некоторых местах весьма приметно, что отрезывано» (Верюжский. Вологодские святые. С. 558-559). При опросе на месте о новых чудесах священники Иаков Первушин и Георгий Свистунов рассказали о чуде исцеления от «глазной болезни» дочери дворянского заседателя И. И. Колтынянского; крестьяне, в т. ч. Кузнецов, свидетельствовали об исцелениях от тяжелых недугов (Там же).
16 июня 1868 г. в связи с начавшимся ремонтом Рождественской ц. св. мощи были на время перенесены в каменный храм. В этом торжестве приняли участие 7 священников и ок. 7 тыс. богомольцев (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 230). Весной 1908 г. в связи с началом капитального ремонта в каменном Введенском храме мощи П. вернули в Рождественскую ц. Тогда же с разрешения Синода было установлено ежегодное перенесение мощей на зимнее время в теплый каменный храм, а на летнее - в холодный деревянный. Приходские священники отмечали, что перенесение святыни 20 мая и 15 сент. всегда происходило при большом стечении богомольцев. 18 мая 1910 г. их усердием напротив алтаря Введенской ц. был водружен огромный камень, на к-ром предполагалось ставить раку во время крестного хода (Там же. С. 230-231). Когда ремонтировали каменный храм, мастер Д. Я. Костров устроил над мощами «изящную массивную сень, с полиментовой позолотой, с выдающимися колоннами, резьбой и звездными украшениями изнутри». Средства для этого в сумме 500 р. были изысканы настоятелем церкви свящ. Николаем Яхлаковым. В 1911 г. в деревянном храме над гробницей также был сооружен «новый по художественному рисунку золоченый балдахин» (Вельский краевед. музей. КП. 1450. Л. 52 об., 53, 54, 57 об.; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 230).
В нач. XX в. празднование дня памяти П. 8 июля проходило при большом стечении паломников: здесь можно было «встретить и шенкурца, и черевковца, и устюжанина». Ко дню памяти П. была приурочена Прокопьевская ярмарка, проходившая в том же селе, куда съезжались купцы из Вологды, Вельска и Шенкурска. Большая часть крестьян устьянских приходов постилась неделю перед праздником. В день памяти служили утреню с чтением акафиста П. и литургию, после чего совершались крестный ход на р. Устью и молебен. С 8 июля 1915 г. крестный ход проводился дважды: утром - к реке с молебном о даровании победы рус. воинству, а вечером - по 6 деревням прихода с обязательным молебном в каждой. После крестного хода служили обедню перед ракой с мощами, а затем, по сложившейся традиции, устраивали братскую трапезу в церковной ограде (Вельский краевед. музей. КП. 1450. Л. 60; Следников. 1904. С. 438-439).
В кон. 1918-1919 г. была разработана программа «разоблачительных» мер, в ходе осуществления которой были вскрыты мощи мн. рус. святых, включая и П. (Следственное дело патр. Тихона. 2000. С. 17). Вопрос о вскрытии мощей П. обсуждался 3 марта 1919 г. на заседаниях 1-й уездной конференции РКП(б) и Вельского исполкома. Большинством голосов было решено немедленно вскрыть мощи, для чего создали комиссию из 22 чел. под председательством члена уездного исполкома А. Истомина, в состав к-рой вошли врачи, представители партийных и советских органов, духовенство (ГААО. Ф. 2620. Оп. 1. Д. 27. Л. 22 об.; ГАВО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 32. Л. 3-3 об.; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 232-233). Акт вскрытия мощей П., произведенного 7 марта в присутствии верующих, а также заключение врачей и мнение священнослужителей были опубликованы в 1919 г. в уездной газ. «Красный набат» (Следственное дело патр. Тихона. 2000. С. 511-519; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 232-233). С целью убедить население в «поповском обмане» на объединенном заседании уездного исполкома и уездного комитета РКП(б) 29 марта 1919 г. было решено вывезти гробницу с мощами П. в Вельск на всеобщее обозрение, направив для этого в Бестужево отряд во главе с Истоминым. Несмотря на секретный характер задания, весть о предстоящем изъятии мощей молниеносно облетела Бестужевскую вол. и вызвала массовый стихийный протест населения, к-рому позднее местные власти попытались придать классовую окраску, обвинив в подстрекательстве «кулаков» (ГАВО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 32. Л. 6-9 об.; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 233). Вельским уездным исполкомом были предприняты экстренные меры: в Бестужево отправили 2-й отряд из 55 чел. во главе с начальником уездной милиции Ф. Д. Басовым, ввели осадное положение в Бестужевской и в смежной с ней Никольской волостях. Однако местное население встало на защиту своей святыни и круглосуточно дежурило у каменной Введенской ц. с мощами П. и на подъездных дорогах. В результате 6 апр. на общем собрании населения было принято компромиссное решение: воинский отряд согласился покинуть село, оставив мощи П., а крестьяне «поручились исполнять все требования Советской власти» (ГААО. Ф. 2620. Оп. 1. Д. 27. Л. 22 об.; Веревкина. 2004. С. 61-68). В 1922 г. в рамках гос. широкомасштабной кампании по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим при уездном исполкоме была создана комиссия, которая 9 мая приняла решение в числе проч. предметов изъять из Введенской ц. серебряную раку П. весом 5 пудов 10 фунтов (ок. 86 кг). Прихожане обратились в подкомиссию с просьбой оставить хотя бы нижнюю часть раки весом 3 пуда 10 фунтов (ок. 52 кг), но получили отказ. В результате 13 июня 1922 г. серебряная рака была изъята и вместе с др. церковными ценностями доставлена в Вельский уездный финансовый отдел диаконом церкви К. А. Одинцовым и красноармейцем Петуховым. В описи церковного имущества 1924 г. вместо нее значится уже медная рака для мощей П. (ГАВО. Ф. 889. Оп. 1. Д. 6. Л. 61-64; ГААО. Ф. 2620. Оп. 1. Д. 40. Л. 553 об.; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 234). В янв. 1939 г. по инициативе Союза воинствующих безбожников мощи П. были сожжены на окраине села (Беданова. 1996). Пепел от сгоревших мощей был собран одной благочестивой женщиной, к-рая долгие годы тайно хранила его для потомков (Саков. 1999. С. 17). В 1948 г. была разбита на кирпич Введенская Верюжская ц. Полуразрушенный деревянный храм неоднократно пытались снести, он сгорел 9 мая 1994 г. (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 234). Несмотря на утрату святыни, долгое время по селам и деревням Устьи сохранялись предания о святом (Паламарчук. 1991. С. 59-60), в домах находились иконки П., древний центр почитания угодника - Бестужево - по-прежнему именовался, как и в старину, «У Праведного» (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 235). В 30-х гг. XX в., когда были закрыты приходские церкви в с. Бестужеве, особое значение приобрел водный источник («колодчик») Прокопия Праведного, расположенный в Двинско-Важском водоразделе в верховьях Кодимы, недалеко от бывшей Троицкой обители, дорога к которому пролегала через Бестужево (Бернштам. 1995. С. 241, 255, 258; Биланчук, Веревкина. 2005. С. 224-225).
В 1999 г. по благословению еп. Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) в храм во имя П. пос. Октябрьского Устьянского р-на были перенесены малые частицы мощей святого, к-рые в наст. время хранятся здесь в деревянном ковчежце. 15 февр. 2001 г. правосл. приход в пос. Октябрьском обрел главную храмовую икону - образ П., находившийся ранее, по преданию, над ракой с мощами святого в храме с. Бестужева (Егоров. 2001). С 21 июля 2000 г. в Бестужеве возрождена традиция празднования Прокопиева дня. Ежегодно в этот день проводится праздничный молебен у Поклонного креста, совершаются крестный ход, водосвятный молебен на р. Устье. В 2016 г. в день памяти П. в с. Бестужеве был открыт новый храм - в честь Рождества Пресв. Богородицы, возведенный на месте обретения мощей П.
В Сказании о явлении мощей и чудесах П. описано ок. 20 чудес, происходивших от его св. мощей с 1641 по 1750 г. В видениях П. являлся людям по-разному: «человек бел и млад лицем», «млад лицем, стоящий от земли на воздусе», а также «старичок», «стар образом» (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 220). В Сказании есть сюжет о написании 1-го образа святого: «Сольвычегодский купец Иоанн Ермолаев, часто бывая по делам торговли в Усьянских волостях и особенно в Верюжской, и видя множество чудес от мощей праведного Прокопия, возымел усердие написать его образ, почему и стал молиться угоднику, чтобы позволил изобразить себя на иконе. Прокопий праведный явился ему и дал дозволение, и Ермолаев в 1652 году (7160), призвав иконописца Онисима Карамзина, поручил ему написать образ святого»; этот образ еще сохранялся в кон. XIX в. (Верюжский. Вологодские святые. С. 550). Фамилия Карамзиных известна среди иконописцев, работавших в Холмогорском у.: в 1650 г. иконописец Михаил Анисимов Карамзин, родом из Черевковской вол. Устюжского у., писал иконы в иконостас деревянной ц. св. Иоанна Предтечи Хаврогорского прихода Холмогорского у. (Науч. архив ИИМК РАН. Ф. P-III. № 193; Кр. ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894. Вып. 1. С. 314). Вероятно, он был сыном иконописца, создавшего 1-й образ П. В 1683 г. имя иконописца Иоасафа Карамзина упоминается в приходно-расходных книгах Антониева Сийского мон-ря (Мальцев Н. В., Мальцева О. Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Сев. России XVI-ХVIII вв. СПб., 1998. Вып. 1. С. 50).
П. изображали юношей в коротких одеждах, по иконографии он сходен с др. сев. праведником - св. Артемием Веркольским. Иконописные подлинники рекомендовали писать детей в коротких, до колен, белых или светлых рубашках, с поясом. Эти детали сохраняются и в иконографии П., мощи к-рого лежали «в срачице и в штаниках холщевых» (Верюжский. Вологодские святые. С. 552). Святого обычно изображали босым, редко - в сапожках. Согласно текстам иконописных подлинников (обычно под 20 июля), П. «млад, аки Артемий Верколский, в рубашке» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. № 1931. Л. 213); «всем подобием аки Иаков Боровицкий, млад, в рубашке и в порточках» (посл. четв. XVII в. с приписками кон. XVIII в.- БАН. Дружин. № 975. Л. 29 об.). В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, сказано, что 20 июля православные чтят память «святаго и праведнаго Прокопия, иже на Ваге Устьянскаго новаго чудотворца; свидетельствова Афанасий епископ» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 63; последнее уточнение о том, что мощи П. были освидетельствованы по указанию архиеп. Афанасия (Любимова), см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 129 об.; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 202).
Образы П. известны в наследии Холмогорской епархии. В основном они происходят из мест особого почитания П.- это Подвинье, а также бассейн р. Ваги и ее притоков. В описи имущества, оставшегося после смерти дьяка «холмогорского архиепископа дому» Данилы Трифонова Лебедева, составленной в 1725 г., дважды упоминается «образ с[вя]таго Прокопия Усьянского чюдотворца штилистовой» (ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1256. Л. 1 об.- 2). В описи Спасского Козьеручьевского мон-ря за 1755 г. упомянут «один лист Прокопия Устьянского чудотворца» (Там же. Д. 2840. Л. 19). Т. о., в XVIII в. в Холмогорах бытовали не только иконы, но и гравюры с изображением святого. Чудотворный образ П., «весьма уважаемый народом», находился в часовне над источником в приходе заячеростовской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Вельский у. Вологодской губ.).
Ранняя группа икон исторически связана с 1-м освидетельствованием мощей святого в 1696 г. Икона-пядница кон. XVII - нач. ХVIII в. поступила в собрание Архангельского епархиального древлехранилища из ц. свт. Николая Чудотворца Верхнепаденгского прихода Шенкурского у. Архангельской губ. (АМИИ). Святой изображен в правой части композиции молящимся Казанскому образу Божией Матери (в небесном сегменте слева); на нем светлая рубашка почти до колен. В центре - деревянный храм, за к-рым находится гора. В с. Бестужеве Устьянского р-на существовал ансамбль церквей, одна из которых стояла на склоне крутой горы (Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Рус. Севера: Страницы истории. Л., 1981. С. 67-68). В Сказании есть повесть о том, как церковь планировали построить на самой вершине горы, однако бревна, к-рые привозили туда для строительства, ночью скатывались ниже; на этом месте и был возведен храм. На иконе представлена несохранившаяся деревянная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом мучеников Флора и Лавра в Бестужеве, сооруженная к 1696 г. на месте прежней, где хранились мощи П. Иконописец точно передал элементы сев. деревянной архитектуры: шатер, главы, бочки, покрытые лемехом, слюдяные оконницы и др. Ниже написана открытая рака с мощами святого, ее боковая стенка орнаментирована, на верхней крышке внутри изображен Голгофский крест с орудиями Страстей Христовых (в основании креста - голова Адама, вокруг - тексты и криптограммы). Правая рука лежащего в раке П. прижата к груди в соответствии с описанием его мощей: «Десная рука его вся цела и пригбена к персям подле самую выю, персты той руки простерты…» (Верюжский. Вологодские святые. С. 551). Аналогичная икона П. нач. XVIII в. (более крупного размера, АМИИ) происходит из ц. прор. Илии в дер. Возгрецовской (бывш. с. Ростовское Вельского р-на Архангельской обл.). Она во многом повторяет образ из Архангельского древлехранилища, но отличается некоторыми деталями: на ней отсутствует склон горы в левой части иконы, над головой святого добавлен барочный картуш с текстом, меньше криптограмм на крышке раки. Тонкие орнаментальные узоры на стенках раки и картуше напоминают гравюрную штриховку; с геометрической точностью прорисованы все элементы деревянного храма. Слева, в облачном сегменте,- поясное изображение Божией Матери с Младенцем на руках, в короне, со скипетром. В надписях на обеих иконах святой именуется Усьянским чудотворцем.
На иконах кон. XVII-ХVIII в. изображена деревянная резная рака, в к-рую переложили мощи П. после освидетельствования в 1696 г. На новом гробе была сделана историческая надпись: «Лета 7204, августа 11 дня, при державе великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича Всея России самодержца и при всесвятейшем кире Адриане патриархе Московском и всея России, по благословению и по указу Преосвященного Афанасия Перваго…» (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 228). К группе икон ранней иконографической редакции относятся подобное изображение П. нач. XVIII в. (из собрания кнг. М. К. Тенишевой, МГОМЗ), 2 иконы П. с Казанским образом Божией Матери нач. XVIII в. (частное собрание, Музей икон в замке Аутенрид (Ikonenмuseum Schloss Autenried), Ихенхаузен, Германия; см.: Russische Kunst, 1600-1917: Jubiläumsausstellung anlässlich des 25-jährigen Bestehens des Ikonenмuseums Schloss Autenried vom 26 April bis 1 Juni 1986. Ichenhausen-Autenried, 1986), а также 2 иконы 2-й пол. ХVIII в. в серебряных рамах (одна - 1830, С.-Петербург), написанные в Вел. Устюге (ВУИАХМЗ), образ посл. трети XVIII в. (собрание А. М. Иванова, Москва; внизу, в картушах, написаны тропарь и кондак П.), икона 2-й пол. XVIII в. (собрание Н. С. Паниткова, Москва; образ стоящего слева святого дополнен в правой части изображением храмового праздника - Введения во храм Пресв. Богородицы, текстами тропаря и кондака). Устюжские иконы, в т. ч. образ 2-й пол. XVIII в. (собрание А. А. Кирикова, Москва), содержат картуши с текстом, к-рый был написан на подлинной раке преподобного. В нем, в частности, отмечено, что «сеи почивающыи Прокопии устянски свидетелствован важескаго Блговещенского собора ключарем Иовом с прилучившимися тут с[вя]щеники преложено же сего Прокопия тело из ветхаго гроба в сеи новый ковчег им же ключарем Иовом с прилучившимися с[вя]щеники…» (Сыроватская. 2007. С. 127; Кольцова. 2009. С. 146).
Признаками ранней иконографии являются изображения деревянных храма и раки, близкие к историческим реалиям. Такие иконы были созданы не ранее 1696 г., когда завершилось строительство храма и были освидетельствованы мощи П. На 2 иконах из собрания АМИИ, а также на иконе 1-й четв. XVIII в. (частное собрание, Ярославль) мастер изобразил реально существовавшую церковь - деревянный храм с завершением в форме «шатра на крещатой бочке». На более ранней иконе сохранились надписи с названием церкви и ее придела, что встречается довольно редко. Деревянные храмы на иконах из ВУИАХМЗ составляют исключение, у них иная форма, они ярусные, 3-главые. Вероятно, изображена др. деревянная церковь Верюжского прихода - построенная в 1763 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы, в придел к-рой тогда же были перенесены мощи святого (Биланчук, Веревкина. 2005. С. 227). Они находились «близ церковной стены пред окном, в деревянной раке, обнесенной железной решеткой и украшенною позолоченною резьбою»; над ракой был «выстроен деревянный балдахин, поддерживаемый четырьмя позолоченными гладкими колоннами» (Там же. С. 227, 228). Покров на мощи П. был пожертвован имп. Елизаветой Петровной. В 20-х гг. XIX в. на гробнице святого лежал «небольшой атласный покров» с вышитым на нем «шелками, серебром и золотом» изображением П. (Верюжский. Вологодские святые. С. 554, 567-568). В XIX - нач. ХХ в. раку неск. раз переносили из деревянного Рождественского в каменный Введенский храм и обратно: в зимнее время она стояла в теплом храме, в летнее - в холодном. В 1901 г. соорудили новую серебряную раку (изготовлена мастером Соколовым по рисунку архит. Набокова).
П. изображен на иконе XVIII в. из деисусного чина (собрание К. Эберхарда, Германия; см.: Haustein-Bartsch E. Pforte des Himmels: Ikonenausstellung zum 50-jährigen Jubiläum von Eikon, Gesellschaft der Freunde der Ikonenkunst e. V. Bielefeld; Lpz., 2008. S. 209). На нем рубашка с отложным воротником, более характерная для иконографии прав. Артемия Веркольского.
С кон. XVIII в. иконография П. становится более разнообразной. Изредка П. писали в рубахе и портах, со сложенными на груди руками, на фоне храма без раки с мощами (кон. XVIII в., КБМЗ). Его изображение традиционно дополняется Казанской иконой Божией Матери, реже - образом Иисуса Христа (помещается в сегменте в верхней части композиции, часто на облаках), как на иконе сер.- 2-й пол. XVIII в. (ГМЗРК). 8 июля, в день памяти П., также совершалось празднование блж. Прокопию Устюжскому и явлению иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. В иконописи известно сочетание этих изображений: в молении Казанскому образу Божией Матери изображаются блж. Прокопий Устюжский (слева) и П. Святые предстают в рост в симметричной композиции, между ними - храм и рака с мощами П., как на иконах кон. XVIII в. и 2-й пол. XIX в. из с. Бестужева (Устьянский краеведческий музей), кон. XVIII - нач. XIX в. (ВГИАХМЗ), нач. XIX в. (АГМДЗиНИ). Этот извод появился после присоединения устьянских волостей к Вологодской епархии в 1788 г. (Покровский И. М. Рус. епархии в ХVI-ХIХ вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1. С. 371). Парные образы блж. Прокопия Устюжского и П. создавали не только в среде местных крестьян-иконописцев, но и в иконописных селах Владимирской губ.; они встречаются среди т. н. икон-«краснушек» (Верховажский районный ист.-худож. музей). Изображения П. включали в состав икон с избранными святыми, как, напр., «Преподобные Варлаам Важский, Афанасий Наволоцкий и прав. Прокопий Устьянский» кон. XVIII - нач. ХIХ в. письма Семена Шахова (Шенкурский районный краеведческий музей) и «Прав. Прокопий Устьянский и св. Иоанн Предтеча» кон. XIX - нач. ХХ в. в Успенском соборе с. Верховажья.
В ХIХ в. иконы П. писали не только сев. мастера, но и иконописцы Центральной России, в т. ч. из сел Владимирской губ. (Верховажский районный ист.-худож. музей, АГМДЗиНИ, Троицкая ц. Усть-Евдского погоста (с. Красноборск Архангельской обл.), частное собрание, Москва). Они, как правило, выполнены схематично, рака показана частично, мощи в нижней части закрыты покровом. На нек-рых иконах фоном является интерьер с портьерой, П. предстоит раке в левой части композиции (сер. XIX в., ЦМиАР, частное собрание). Изображения храмов на большинстве икон П. кон. XVIII - нач. ХХ в.- это условные одноглавые, 3-главые и даже 5-главые постройки, к-рые сложно соотнести с реальным архитектурным ансамблем, сложившимся в Бестужеве к кон. ХVIII в., где доминировали 3 высоких деревянных шатра. Новый каменный Введенский храм (1803-1809) Верюжского прихода также не имеет прямых соответствий с изображениями на иконах П. XIX - нач. ХХ в. Так, на иконе нач. XIX в. (ГМИР) и на прориси с аналогичного изображения (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 429) показаны 2 церкви: шатровая деревянная в честь Рождества Пресв. Богородицы и вдали - 3-престольная каменная Введенская (в обоих случаях святой ошибочно назван Устюжским чудотворцем). Исключение составляет образ, происходящий из ц. свт. Николая Чудотворца в Юрьевом Наволоке (ныне дер. Васильцово Красноборского р-на Архангельской обл.) (АМИИ). Он написан крестьянским мастером, к-рому был хорошо знаком облик деревянного шатрового храма Рождества Пресв. Богородицы в Бестужеве на рубеже ХIХ и ХХ вв. В 1890 г. церковь обшили тесом и выкрасили в белый цвет, что зафиксировано на фотографии 1912 г. (Мильчик. 1982. С. 96). Кроме того, автор этой иконы передал такую характерную деталь описания мощей, как склоненная влево голова П. На обороте иконы нач. XX в. (ЦМиАР) сделана дарственная надпись: «Въ Кочеварскую Богородскую церковь, Вельскаго уѣзда. Отъ Священника Верюжской Введенской церкви, Вельскаго уѣзда, Николая Яхлакова». Иконографически образ близок к иконам посл. трети XIX в. (из дер. Юхнево Вельского р-на Архангельской обл., АМИИ; частные собрания, Москва), на к-рых деревянная 5-главая церковь с приделом и отдельно стоящая перед ней рака с мощами изображены на др. берегу р. Устьи. Судя по приемам письма, эти иконы были выполнены мастерами иконописных сел Владимирской губ. или их последователями.
В XIX - нач. ХХ в. ареал активного почитания П. охватывал районы Поважья и бассейнов рек Устьи и Кокшеньги. Их жители традиционно ходили на поклонение св. мощам П. и посещали летом Прокопьевскую ярмарку, проходившую в с. Бестужеве и приуроченную ко дню памяти П. Известна хромолитография мастерской Е. И. Фесенко, отразившая это событие: «Вид крестного хода на реку Устью 8 июля, в память Прокопия праведного Устьянского, в Вельском уезде Вологодской епархии, при Верюжской Введенской церкви» (1898, Вельский краеведческий музей им. В. Ф. Кулакова, ЗИАХМ). С ростом значения этой ярмарки связано усиление почитания святого во 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. Иконы П. можно было купить во время ярмарки, ими благословляли в храмах с. Бестужева. Сохранилась икона 2-й пол. ХIХ в., на которой изображена только открытая рака с мощами П., подпись: « бразъ С прв(д)[н]аго Прокопiя усь нско» (собрание К. Эберхарда, Германия). В коллекции Устьянского краеведческого музея хранится неск. икон святого нач. ХХ в., написанных в технике масляной живописи, происходящих из с. Бестужева. Иконография святого в это время становится упрощенной (П. в длинной подпоясанной рубашке, рука на груди), исчезают архитектурный фон и рака. На одной из икон П. представлен по пояс крупным планом, руки сложены крестообразно на груди; надпись: «Св Прокопiй Усьнск» (Шенкурский районный краеведческий музей; на похожей по иконографии иконе 2-й пол. XIX в. назван мч. Прокофием (Волгодонский эколого-исторический музей)). В 1910 г. образ П. появился в стенописи Вознесенской ц. в с. Ямскогорском Шенкурского у. (ростовой образ размещен на одном из столбов верхнего храма).
Образ П. встречается в произведениях старообрядцев Выголексинского общежительства: он представлен на поморских иконах «Собор российских чудотворцев» кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., воспроизводящих образ 30-х гг. XVIII в. каргопольского мастера Даниила Матвеева из местного ряда иконостаса Богоявленской соборной часовни Выговской пуст. (списки и иконографические варианты хранятся в МИИРК, ГТГ, ГИМ, ГРМ (1814, П. Тимофеев), старообрядческих и частных собраниях). Образ юного П. (нередко одет в рубаху с отложным воротником) помещен крайним слева в верхнем ряду или немного ниже вместе с др. сев. праведниками и юродивыми. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), юный П. включен в группу Вологодских чудотворцев.
Иконы П. имеются в устроенной в 1997 г. деревянной ц. во имя П. в пос. Октябрьском Устьянского р-на Архангельской обл. В 2016 г. в честь святого освящен храм в с. Верховажье Вологодской обл., жители близлежащих сел и деревень принесли иконы П., сохраненные в семьях с нач. XX в. В Устьянском р-не возрожден родник «Белое озеро», связанный с легендой об обретении на этом месте в ХVIII в. образа П. На горе около источника поставлена деревянная часовня, в к-рой хранится икона П. 2-й пол. XIX в. В совр. иконописи П. по традиции изображают отроком в светлой одежде, иногда со сложенными на груди крестообразно руками. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин написал в технике фрески поясной образ святого в Успенской ц. Архангельска.